ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ХЛОБЫСТОВОЙ ЮЛИИ МИХАЙЛОВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 167» г. САРАТОВ

Конспект НОД по ознакомлению с искусством «Зимние русские народные забавы в картинах художников» в подготовительной к школе группе

Цель:

Совершенствование знаний о зимних забавах. Ознакомление детей с зимними русскими забавами наших предков.

Задачи:

Развивающие:

- развивать у детей умение рассматривать произведения живописи.

- способствовать развитию интереса к зимним забавам предков.

Образовательные:

- познакомить детей с произведениями живописи художников в которых отображены зимние развлечения

- обогащать словарный запас детей словами: забава, подлинник, репродукция.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к произведениям живописи

- воспитывать стремление к активным формам проведения досуга и здоровому образу жизни.

Приемы и методы: рассказ, рассматривание, прием поэтической цитаты, игровая деятельность.

Оборудование: Разрезные картинки, репродукции картин, снеговик, бумага формат А4, конверт, снежинки с загадками, математические планшеты, аудиозапись «Снежки», аудиозапись муз. игры «Снеговик».

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о зиме, отгадывание загадок про зиму, рассматривание репродукций картин Н. Крымов «Зимний пейзаж», И. Кириллов «Озорник. Сценка из городской жизни».

Содержание:

Сюрпризный момент: в группе стоит большая корзина от метелицы с письмом и снежинками.

Вос-ль: читает письмо, где предлагается разгадать загадки, поиграть и выполнить задания от метелицы про зимние забавы.

Ребята, скажите, пожалуйста, что означает слово Забава?

Дети: ответы

Вос-ль: Правильно, забава – игра, потеха, развлечение, увеселение. Посмотрите, метелица принесла нам репродукции картин художников на которых изображены зимние народные развлечения. Репродукция картины это ее фотография. А подлинники (настоящие картины) мы можем увидеть с вами где?

Дети: ответы

Вос-ль: Давайте пройдем и посмотрим на них.

Ребята понравились вам картины? А хотите подробнее рассмотреть их и узнать про них.

Дети: да

Вос-ль: Тогда начнем отгадывать загадки которые нам подготовила метелица.

Вос-ль:Отгадайте загадку: Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега

Дети: ответы

Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву катание на лыжах. У кого из вас получилась картинка с лыжниками?

Дети: ответы

Вос-ль: Посмотрите с какой картиной можно соотнести составленный рисунок?

С картиной «Лыжники» Бориса Михайловича Кустодиева.

Картина написана 1919 году. На картине мы видим прекрасную русскую зиму. Двух лыжников-девушку с длинной косой, в свитере и юбке по колено и юношу, в таком же, как и девушка свитере. Они взобрались на холм на лыжах и смотрят вниз на станцию на которую прибывает паровоз, который сильно дымит. Еще мы видим внизу телегу с лошадью. Деревья нарядные, покрытые искрящимся в лучах солнца снегом.

Ребята скажите пожалуйста. Как по этой картине мы можем понять что она написана много лет назад во времена наших прадедушек и прабабушек?

Дети: ответы

Вос-ль: Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Дети: ответы. Чувство радости,глядя на эту картину, хочется улыбаться и радоваться прекрасному зимнему солнечному дню.

Вос-ль:Давайте покатаемся с вами на лыжах:

Мы катаемся на лыжах (показываем как едем на лыжах)

Горка – выше, горка – ниже! (поднимаем руки вверх, затем опускаем)

Поворот там впереди (поворачиваемся на месте)

Прокатись, не упади! (едем на лыжах).

Молодцы ребята.

Восп-ль:

Следующая загадка:

Говорят для детворы

Веселее нет игры,

Чем катание с высокой

Ледяной, крутой… (Горы)

***

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу,

А назад его тащу. (Санки)

Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву катание с горок. А посмотрите у кого из вас получилась картинка с горкой? Хорошо, пожалуйста, мы смотрели репродукции картин, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?

С произведением Художника Джона Августина Аткинсона «Катание с гор на Неве».

Давайте рассмотрим картину подробнее:

Ребята, а вы знаете что, на Руси было принято встречать зиму. С наступлением холодов, замерзанием реки Невы, начинали готовить горы для катания. В Петербурге часто устраивали две горки друг напротив друга. Скатившись с одной горы на очень большой скорости, санки неслись вверх уже по противоположной. Именно такую конструкцию ледяных гор художник Аткинсон изобразил на своем полотне «Катание с гор на Неве».

Строили также и ледяные катальные горки (катушки)- большие сооружения из снега и льда для катания.

Посмотрим на другую картину современного художника Евгения Балакшина, называется она «Катание на санях». На переднем плане изображены девочка и мальчик, они несутся с годы на санках. Лица у детей радостные, день выдался солнечным и морозным. Весело кататься с горы на санках в погожий денек.

Ребята, глядя на эту картину мне сразу захотелось покататься с горки, а вам?

Дети: ответы

Вос-ль: Я предлагаю вам построить свои горки, а в этом нам помогут математические планшеты. Попробуйте построить каждый свою горку.

Дети: дети «строят» горки, воспитатель в это время зачитывает стих.

А стихотворение Анны Филимоновой поможет нам узнать о том, как построить горку.

Мы возьмём с тобою санки,

Две лопатки и ледянки

И, одевшись потеплей,

Выйдем в зиму поскорей.

Если горку не найдём,

Сами быстро возведём.

Позовём с тобой подмогу,

Накидаем снега много,

Разровняем, а потом

Сверху снег водой польём.

На морозе наша горка

Засверкает чистым льдом.

Будем мы кататься с горки,

Веселиться всем двором.

Филимонова Анна

Вос-ль: Какие замечательные и разные получились горки. Молодцы.

Вос-ль:

Отгадайте следующую загадку:

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился …

Дети:

Вос-ль: Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву лепка снеговика. А посмотрите у кого из вас получилась картинка с снеговиком? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?

С произведением Федота Сычкова - «Лепка снеговика»(1910).

На руси тоже лепили снеговиков, и снежных баб. Снеговики в старину почитались как духи зимы, к ним возносили просьбы о помощи. Снеговик и снежные бабы давно утратили свои магические значения и сохранились в народной памяти как символ зимней забавы.

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Дети:

Вос-ль:

Ребята, а давайте построим с вами снеговика.

Музыкальная игра «Снеговик».

Сюрпризный момент появляется снеговик.

Вос-ль: Какой у вас снеговик получился красивый.

Вос-ль:

Следующая загадка :

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки)

А посмотрите у кого из вас получилась картинка катание на коньках? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?

Картина Татьяны Владимировны Копниной «На катке»(1964)

Ребята, на Руси коньки были известны с давних времен. Их делали из костей животных, но применяли редко из-за неудобств, связанных с выбранным материалом. Из-за отсутствия свободы передвижения такие коньки долгое время считались чем-то вроде детской забавой. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься стало легче. Царь Петр 1 усовершенствовал их конструкцию соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Катались по застывшим рекам и озерам.

Какие чувства у вас вызывает картина?

Дети: ответы

Вос-ль:

У нас с вами осталась последняя снежинка,слушайте загадку:

В руках он лепится легко.

Детишкам - развлечение

Бросать, без устали, его

Друг в друга, без сомнения!

Холодный кругленький комок.

Как же зовут его (Снежок)

Дети: ответы

Вос-ль:У кого из вас получилась картинка с игрой в снежки? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?

Веселая зимняя игра вдохновила Михаила Васильевича Нестерова на создание живописного полотна, а перед нами его репродукция. Послушайте рассказ о картине, которая так и называется «В снежки». Внимательно слушайте меня и рассматривайте картину, обращая внимание на то, о чем я буду говорить.

Я в снежки играть люблю,

Снежные комки леплю…

С другом стали мы играть,

Комья снежные кидать.

Ю. Шитова.

Подходят ли эти строки к сюжету картины? Сейчас узнаем. На картине изображена небольшая часть улицы. На переднем плане –два бедно одетых мальчика. Центральное место в картине занимает угол красивого здания. На его стене прикреплена табличка с надписью «Сладкая улица». Название улицы позволяет нам предположить, что на ней находятся магазины торгующие сластями и всякими вкусностями к чаю. Наверное, мальчики хотели что–нибудь купить. И вдруг в них полетели снежки- наверное, это ребята на противоположной стороне улицы захотели поиграть. Художник не изобразил другую группу ребят, но по деталям мы можем догадаться о замысле картины: показать бой снежками между мальчишками. Взгляните, один снежок попал, в зеленую ставню, еще два отпечатались на цоколе ступенек. Посмотрите художник очень тщательно прорисовал лица детей. Один из мальчиков серьезен, а второй весел. Это говорит о том что у них разные характеры, разное отношение к шалостям сверстников. Один огорчился, а второй- нисколечко!

Понравилась вам картина?

Дети: ответы

Вос-ль: А как бы вы отреагировали на внезапную игру в снежки?

Дети: ответы

Вос-ль:Ой ребята, а я слышала какой-то звук! А вы нет? Это наш снеговик проголодался, как вы думаете, чем может питаться наш снеговик? А давайте мы его накормим снежками. А снежки у нас будут волшебные, мы их с вами сейчас сделаем сами.

Игра попади в цель.

18 октября 2024 в 17:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.