ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ХЛОБЫСТОВОЙ ЮЛИИ МИХАЙЛОВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 167» г. САРАТОВ
Конспект НОД по ознакомлению с искусством «Зимние русские народные забавы в картинах художников» в подготовительной к школе группеЦель: Совершенствование знаний о зимних забавах. Ознакомление детей с зимними русскими забавами наших предков. Задачи: Развивающие: - развивать у детей умение рассматривать произведения живописи. - способствовать развитию интереса к зимним забавам предков. Образовательные: - познакомить детей с произведениями живописи художников в которых отображены зимние развлечения - обогащать словарный запас детей словами: забава, подлинник, репродукция. Воспитательные: - воспитывать у детей интерес к произведениям живописи - воспитывать стремление к активным формам проведения досуга и здоровому образу жизни. Приемы и методы: рассказ, рассматривание, прием поэтической цитаты, игровая деятельность. Оборудование: Разрезные картинки, репродукции картин, снеговик, бумага формат А4, конверт, снежинки с загадками, математические планшеты, аудиозапись «Снежки», аудиозапись муз. игры «Снеговик». Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о зиме, отгадывание загадок про зиму, рассматривание репродукций картин Н. Крымов «Зимний пейзаж», И. Кириллов «Озорник. Сценка из городской жизни». Содержание:Сюрпризный момент: в группе стоит большая корзина от метелицы с письмом и снежинками. Вос-ль: читает письмо, где предлагается разгадать загадки, поиграть и выполнить задания от метелицы про зимние забавы. Ребята, скажите, пожалуйста, что означает слово Забава? Дети: ответы Вос-ль: Правильно, забава – игра, потеха, развлечение, увеселение. Посмотрите, метелица принесла нам репродукции картин художников на которых изображены зимние народные развлечения. Репродукция картины это ее фотография. А подлинники (настоящие картины) мы можем увидеть с вами где? Дети: ответы Вос-ль: Давайте пройдем и посмотрим на них. Ребята понравились вам картины? А хотите подробнее рассмотреть их и узнать про них. Дети: да Вос-ль: Тогда начнем отгадывать загадки которые нам подготовила метелица. Вос-ль:Отгадайте загадку: Деревянных два коня Вниз с горы несут меня. Я в руках держу две палки, Но не бью коней, их жалко. А для ускоренья бега Палками касаюсь снега Дети: ответы Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву катание на лыжах. У кого из вас получилась картинка с лыжниками? Дети: ответы Вос-ль: Посмотрите с какой картиной можно соотнести составленный рисунок? С картиной «Лыжники» Бориса Михайловича Кустодиева. Картина написана 1919 году. На картине мы видим прекрасную русскую зиму. Двух лыжников-девушку с длинной косой, в свитере и юбке по колено и юношу, в таком же, как и девушка свитере. Они взобрались на холм на лыжах и смотрят вниз на станцию на которую прибывает паровоз, который сильно дымит. Еще мы видим внизу телегу с лошадью. Деревья нарядные, покрытые искрящимся в лучах солнца снегом. Ребята скажите пожалуйста. Как по этой картине мы можем понять что она написана много лет назад во времена наших прадедушек и прабабушек? Дети: ответы Вос-ль: Какие чувства вызывает у вас эта картина? Дети: ответы. Чувство радости,глядя на эту картину, хочется улыбаться и радоваться прекрасному зимнему солнечному дню. Вос-ль:Давайте покатаемся с вами на лыжах: Мы катаемся на лыжах (показываем как едем на лыжах) Горка – выше, горка – ниже! (поднимаем руки вверх, затем опускаем) Поворот там впереди (поворачиваемся на месте) Прокатись, не упади! (едем на лыжах). Молодцы ребята. Восп-ль: Следующая загадка: Говорят для детворы Веселее нет игры, Чем катание с высокой Ледяной, крутой… (Горы) *** Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку-узду Через двор коня веду, С горки вниз на нём лечу, А назад его тащу. (Санки) Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву катание с горок. А посмотрите у кого из вас получилась картинка с горкой? Хорошо, пожалуйста, мы смотрели репродукции картин, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок? С произведением Художника Джона Августина Аткинсона «Катание с гор на Неве». Давайте рассмотрим картину подробнее: Ребята, а вы знаете что, на Руси было принято встречать зиму. С наступлением холодов, замерзанием реки Невы, начинали готовить горы для катания. В Петербурге часто устраивали две горки друг напротив друга. Скатившись с одной горы на очень большой скорости, санки неслись вверх уже по противоположной. Именно такую конструкцию ледяных гор художник Аткинсон изобразил на своем полотне «Катание с гор на Неве». Строили также и ледяные катальные горки (катушки)- большие сооружения из снега и льда для катания. Посмотрим на другую картину современного художника Евгения Балакшина, называется она «Катание на санях». На переднем плане изображены девочка и мальчик, они несутся с годы на санках. Лица у детей радостные, день выдался солнечным и морозным. Весело кататься с горы на санках в погожий денек. Ребята, глядя на эту картину мне сразу захотелось покататься с горки, а вам? Дети: ответы Вос-ль: Я предлагаю вам построить свои горки, а в этом нам помогут математические планшеты. Попробуйте построить каждый свою горку. Дети: дети «строят» горки, воспитатель в это время зачитывает стих. А стихотворение Анны Филимоновой поможет нам узнать о том, как построить горку. Мы возьмём с тобою санки, Две лопатки и ледянки И, одевшись потеплей, Выйдем в зиму поскорей. Если горку не найдём, Сами быстро возведём. Позовём с тобой подмогу, Накидаем снега много, Разровняем, а потом Сверху снег водой польём. На морозе наша горка Засверкает чистым льдом. Будем мы кататься с горки, Веселиться всем двором. Филимонова Анна Вос-ль: Какие замечательные и разные получились горки. Молодцы. Вос-ль: Отгадайте следующую загадку: Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нем, Нос приделали, и в миг Получился … Дети: Вос-ль: Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву лепка снеговика. А посмотрите у кого из вас получилась картинка с снеговиком? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок? С произведением Федота Сычкова - «Лепка снеговика»(1910). На руси тоже лепили снеговиков, и снежных баб. Снеговики в старину почитались как духи зимы, к ним возносили просьбы о помощи. Снеговик и снежные бабы давно утратили свои магические значения и сохранились в народной памяти как символ зимней забавы. Какие чувства вызывает у вас эта картина? Дети: Вос-ль: Ребята, а давайте построим с вами снеговика. Музыкальная игра «Снеговик». Сюрпризный момент появляется снеговик. Вос-ль: Какой у вас снеговик получился красивый. Вос-ль: Следующая загадка : Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки) А посмотрите у кого из вас получилась картинка катание на коньках? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок? Картина Татьяны Владимировны Копниной «На катке»(1964) Ребята, на Руси коньки были известны с давних времен. Их делали из костей животных, но применяли редко из-за неудобств, связанных с выбранным материалом. Из-за отсутствия свободы передвижения такие коньки долгое время считались чем-то вроде детской забавой. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься стало легче. Царь Петр 1 усовершенствовал их конструкцию соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Катались по застывшим рекам и озерам. Какие чувства у вас вызывает картина? Дети: ответы Вос-ль: У нас с вами осталась последняя снежинка,слушайте загадку: В руках он лепится легко. Детишкам - развлечение Бросать, без устали, его Друг в друга, без сомнения! Холодный кругленький комок. Как же зовут его (Снежок) Дети: ответы Вос-ль:У кого из вас получилась картинка с игрой в снежки? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок? Веселая зимняя игра вдохновила Михаила Васильевича Нестерова на создание живописного полотна, а перед нами его репродукция. Послушайте рассказ о картине, которая так и называется «В снежки». Внимательно слушайте меня и рассматривайте картину, обращая внимание на то, о чем я буду говорить. Я в снежки играть люблю, Снежные комки леплю… С другом стали мы играть, Комья снежные кидать. Ю. Шитова. Подходят ли эти строки к сюжету картины? Сейчас узнаем. На картине изображена небольшая часть улицы. На переднем плане –два бедно одетых мальчика. Центральное место в картине занимает угол красивого здания. На его стене прикреплена табличка с надписью «Сладкая улица». Название улицы позволяет нам предположить, что на ней находятся магазины торгующие сластями и всякими вкусностями к чаю. Наверное, мальчики хотели что–нибудь купить. И вдруг в них полетели снежки- наверное, это ребята на противоположной стороне улицы захотели поиграть. Художник не изобразил другую группу ребят, но по деталям мы можем догадаться о замысле картины: показать бой снежками между мальчишками. Взгляните, один снежок попал, в зеленую ставню, еще два отпечатались на цоколе ступенек. Посмотрите художник очень тщательно прорисовал лица детей. Один из мальчиков серьезен, а второй весел. Это говорит о том что у них разные характеры, разное отношение к шалостям сверстников. Один огорчился, а второй- нисколечко! Понравилась вам картина? Дети: ответы Вос-ль: А как бы вы отреагировали на внезапную игру в снежки? Дети: ответы Вос-ль:Ой ребята, а я слышала какой-то звук! А вы нет? Это наш снеговик проголодался, как вы думаете, чем может питаться наш снеговик? А давайте мы его накормим снежками. А снежки у нас будут волшебные, мы их с вами сейчас сделаем сами. Игра попади в цель. 18 октября 2024 в 17:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.